| Ага. Именно так. |
Я прекрасно понимаю, что, наверное, об антиутопичности этого произведения слышали нынче уже, пожалуй, все, но всё равно не могу не упомянуть об этом.
К своему глубочайшему ужасу, я вынуждена отметить, что частицы книжной реальности, в данном случае, распылены по нашему с вами миру намного более плотным слоем, чем можно было бы подумать изначально. Дело не в том, отслеживается ли каждое сказанное вами слово. И не в том, насколько тоталитарной является власть в вашем городке.
На мой взгляд, самая страшная часть этого произведения - подробное описание пыток, которые приводят человека, едва рискнувшего мыслить самостоятельно, в состояние безмозглой куклы, а затем и послушного, активного раба. Дело в том, что почву из-под ног можно выбить практически у кого угодно, особенно у того, кто только начинает что-либо предпринимать (или ещё только надеется предпринять) и его помыслы, по большей части, безосновательны. Для этого, быть может, потребуется некоторая изощрённость. Нужно знать болевые точки, слабости, тайные страхи, самые хрупкие надежды - и вот тогда уже удар будет проникающим, 100% критическим.
Смита (главгероя романа) сначала убедили в том, что реальность нереальна. Что ничего настоящего нет. Что всё иллюзорно. Как? Довольно примитивными методами: избиение, наркотики, оскорбления, избиения, унижение, наркотики... Если так посмотреть, получается, абсолютно любого можно сломать, если применить по отношению к нему достаточное количество боли. Только-то и всего.
"Скажи мне, что значит "властвовать над человеком?" - "Заставлять его страдать."
Не имея координат по жизни, которые имели бы хоть мало-мальски чёткое физическое обоснование, человек становится беспомощен, с ним можно делать всё, что угодно.
Ну а когда нет ничего настоящего, как же тогда называть то, что ты видишь, чувствуешь, думаешь? Партия отвечает: никак! Объективной реальности нет в природе, но зато есть наша уникальная идеальная версия событий - ты принимаешь её, и всё становится просто. Ты становишься частью системы, где дважды два - пять, где БОГ - ВЛАСТЬ, СВОБОДА - РАБСТВО, ВОЙНА - МИР и так далее...
Они поклонялись власти, так как и жили только ради неё одной, ради возможности обладать и угнетать, чтобы никто не смог сделать то же самое с ними. Они говорили, что свобода достигается через рабство, что только растворяясь в системе и становясь её безмозглым винтиком верным слугой ты можешь быть по-настоящему свободен. Они вели постоянную иллюзорную войну, чтобы не возникало войн настоящих, тех самых, которые спускают с небес на землю, и таким вот образом поддерживали тонущий в собственном маразме мир.
Преждевременно мёртвый Смит, кажется, верил, что будущее за "пролами" - самыми обычными людьми с их неправильностью, глупостью и животными инстинктами. Они были огромной безобидной массой, которую вообще слабо интересовали какие-то там идеи и уж тем более власть, но зато они жили. Жили, а не убеждали себя в том, что ничего не было, нет и никогда не будет. Где-то стоишь ты, такой весь из себя умный, образованный, но окончательно запутавшийся в противоречивых знаниях обо внешнем - и где-то стоят они, ничерта не знающие, но уверенно и, главное, счастливо живущие.
Чем больше я рассуждаю, тем сложнее формулировать выводы, но хотелось бы предупредить всех и каждого: не позволяйте отобрать у вас то, во что вы верите.
Комментариев нет:
Отправить комментарий